Все поезда, отправляемые
со станции, должны быть обеспечены единым наименьшим нажатием тормозных колодок
(на 100 тс веса состава или поезда) в соответствии с нормативами по тормозам,
утвержденными МПС (приложение 2 Инструкции по эксплуатации тормозов
подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ\277; Приложение 1 к Указанию
МПС России № Е-501у от 27.03.01):
Ø грузовой груженый, грузовой порожний
с числом осей более 400 до 520 (включительно) и рефрижераторный поезда для
скоростей движения до 90 км/ч - 33 тс;
Ø грузовой порожний до 350 осей для
скоростей до 100 км/ч - 55 тс;
Ø пассажирский поезд для скоростей
движения до 120 км/ч - 60 тс;
Ø рефрижераторный поезд для скоростей
движения более 90 до 100 км/ч -55 тс;
Ø рефрижераторный поезд для скоростей
движения более 100 до 120 км/ч - 60 тс;
Ø грузо-пассажирский поезд, порожний
грузовой с числом осей от 350 до 400 (включительно) для скоростей движения до
90 км ч - 44 тс.
Пассажирским
поездам в исключительных случаях при отказе ЭПТ в пути следования и переходе на пневматические тормоза
разрешается следовать с уменьшением максимально допустимой скорости (130, 140,
160 км/ч) на 10 км/ч.
Грузовые поезда, в
составе которых имеются вагоны с осевой нагрузкой 21 т и автотормоза все
включены, могут следовать с установленной скоростью:
Ø с тормозным нажатием менее 33 тс, но
не менее 31 тс на 100 тс веса состава и при наличии в составе не менее 75%
вагонов, оборудованных композиционными тормозными колодками, с
воздухораспределителями, включенными на средний режим;
Ø с тормозным нажатием менее 31 тс, но
не менее 30 тс на 100 тс веса состава и при наличии в составе не менее 100%
вагонов, оборудованных композиционными тормозными колодками, с
воздухораспределителями, включенными на средний режим.
Поезда, имеющие
тормозное нажатие на 100 тс веса меньше единого наименьшего при включенных
автотормозах всех вагонов, а также при выключении в пути следования тормозов у
отдельных вагонов, разрешается отправлять и пропускать:
Ø грузовые и рефрижераторные поезда,
обращающиеся со скоростями до 80 км/ч, с нажатием не менее 28 тс на 100 тс веса
состава;
Ø грузовые поезда с составом из
порожних вагонов до 350 осей, обращающиеся со скоростями более 90 до 100 км/ч,
с нажатием не менее 50 тс на 100 тс веса состава;
Ø пассажирские поезда, обращающиеся со
скоростью до 120 км/ч, с нажатием не менее 45 тс на 100 тс веса поезда;
Ø грузо-пассажирские поезда,
обращающиеся со скоростью до 90 км/ч, с нажатием не менее 38 тс на 100 тс веса
поезда;
Ø рефрижераторные поезда, обращающиеся
со скоростями более 90 до 120 км/ч, с нажатием не менее 50 тс на 100 тс веса
поезда.
При этом скорость
пассажирского поезда должна быть уменьшена на 1 км/ч на каждую тонну
недостающего тормозного нажатия на 100 тс веса на участках с уклоном менее
0.006, на 2 км/ч на каждую тонну недостающего тормозного нажатия на 100 тс веса
на участках с уклоном от 0,006. Скорость движения остальных поездов должна быть
уменьшена на 2 км/ч на каждую тонну недостающего тормозного нажатия на 100 тс
веса. Определенную таким образом не
кратную 5 км/ч скорость округлять до кратного пяти ближайшего меньшего
значения.
На такую же величину
уменьшать, скорость проследования светофоров с желтым огнем.
В случае снижения
тормозного нажатия поездов меньше единого наименьшего вследствие выключения в
пути следования неисправных автотормозов у отдельных вагонов разрешается
пропускать такие поезда до первой станции, где имеется пункт технического
обслуживания (ПТО) вагонов.
В исключительных
случаях, вследствие отказа автотормозов у отдельных вагонов в пути следования,
поезд может быть отправлен с промежуточной станции до первой станции, где
имеется ПТО вагонов, с тормозным
нажатием менее установленного нормативами при условии наличия на этом участке
уклонов не круче 0,010, с выдачей машинисту предупреждения об ограничении
скорости.
Порядок отправления и
следования таких поездов устанавливается приказом начальника дороги. Скорость
движения грузового и рефрижераторного поездов при нажатии менее 28 тс на 100 т
веса поезда, но не менее 25 т; грузопассажирского поезда при нажатии менее 38
тс на 100 т веса поезда, но не менее 33 тс - должна быть не более 55 км/ч.
Отправление грузового
или рефрижераторного поезда запрещено при тормозном нажатии менее 25 тс на 100
тс веса, грузопассажирского поезда - менее 33 тс на 100 тс и пассажирского
поезда - менее 45 тс на 100 тс. Ремонт тормозов в поезде производится
осмотрщиками, которые направляются с ближайшего ПТО вагонов.
Расчетные нажатия
тормозных колодок указаны в инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава
железных дорог для вагонов в табл. 1,
а для локомотивов, моторвагонного подвижного состава и тендеров в табл. 2 приложения 2.
Фактический вес
грузовых, почтовых и багажных вагонов в составах поездов определять по поездным
документам, учетный вес локомотивов и число тормозных осей - по данным табл. 3 приложения 2.
Вес пассажирских вагонов
определить по данным, нанесенным на кузов или швеллер вагонов, а нагрузку от
пассажиров, ручной клади и снаряжения принимать:
Ø для вагонов СВ и мягких на 20
посадочных мест - 2.0 тс на вагон;
Ø остальных мягких - 3.0 тс, купейных -
4.0 тс;
Ø купейных с местами для сидения,
некупейных плацкартных и вагонов-ресторанов - 6.0 тс;
Ø для вагонов межобластных в скорых и
пассажирских поездах - 7.0 тс; некупейных неплацкартных - 9.0 тс.
Общее тормозное нажатие
колодок в грузовом груженом поезде определяют суммированием нажатий колодок на
каждую ось всех вагонов, имеющихся в составе, а для пассажирского и грузового
порожнего поезда учитывают нажатие локомотива. В грузовых поездах вес
локомотива и его тормозное нажатие не учитывают, т.к. его вес составляет не
более 10% веса состава, а нажатие колодок на 100 тс веса больше чем у вагонов.
Однако на спусках 0.020 и более учитывают вес и тормозное нажатие локомотива.
Для удержания на месте
после остановки на перегоне в случае неисправности автотормозов грузовые,
грузо-пассажирские и почтово-багажные поезда должны иметь ручные тормоза и
тормозные башмаки в соответствии с нормами, указанными в табл. 4 приложения 2.
Если ручных тормозов в поезде не хватает, то их заменяют тормозными башмаками
из расчета один башмак за три тормозных оси при осевой нагрузке 10 тс и более,
или один башмак за одну ось при установке под вагон с меньшей осевой нагрузкой.