Все воздухопроводы подвижного состава делятся на магистрали и отводы от них.
Магистралями, как правило, называют воздухопроводы, проходящие вдоль всего локомотива или вагона, и оканчивающиеся концевыми или разобщительными кранами с соединительными рукавами. Ряд магистралей имеет свой сигнальный цвет окраски. На различных типах подвижного состава в общем случае можно выделить следующие магистрали:
Ø
напорная
магистраль - от компрессора до главных резервуаров;
Ø
питательная
магистраль - от главных резервуаров до крана машиниста (синий цвет);
Ø
тормозная
магистраль - от крана машиниста до хвоста поезда (красный цвет);
Ø
магистраль
вспомогательного тормоза - за краном вспомогательного тормоза (желтый цвет);
Ø
импульсная
магистраль - от воздухораспределителя до крана вспомогательного тормоза (черный
цвет);
Ø
магистраль
синхронизации работы кранов машиниста (зеленый цвет);
Ø
магистраль
синхронизации работы компрессоров (на ряде многосекционных тепловозов).
Управление действием автоматического тормоза и его снабжение сжатым воздухом производится через тормозную магистраль, которая имеется на каждой единице подвижного состава. Приведение в действие воздухораспределителя достигается изменением давление сжатого воздуха в тормозной магистрали (ТМ) краном машиниста. Такой принцип управления тормозами требует, чтобы тормозная магистраль имела бы минимальное газодинамическое сопротивление, по возможности большие площади сечений для прохода воздуха, и минимальный объем отводов.
К тормозной магистрали предъявляются следующие требования: недопустимость резких переходов и провисания трубопровода с целью исключения скапливания влаги, отсутствие утечек в местах соединений ТМ, чистота внутренней поверхности трубопровода (отсутствие окалины, ржавчины, песка), правильный монтаж (прочность закрепления ТМ) на подвижном составе. С целью повышения герметичности ТМ в настоящее время используют цельносварные трубопроводы.
Тормозная магистраль, имеет
внутренний диаметр 1¼" (
Арматура воздухопроводов
включает в себя краны и клапаны различного назначения, соединительные тормозные
рукава, воздушные фильтры,
пылеловки. тройники, соединительные муфты, подвески и т.д.
Тормозная магистраль
вагона с арматурой представлена на рис. 6.1.
Тормозная магистраль
состоит из магистральной трубы 4,
концевых кранов 7, междувагонных
соединительных рукавов 8 с головками
9, подвесок 10,
разобщительных кранов 12 для
включения и выключения воздухораспределителей, пылеловки 3 для присоединения к магистральной трубе, отвода 13
к воздухораспределителю 11,
стоп-кранов 2 и соединительных
частей: муфт 5, контргаек 6 и тройников 1. На грузовых вагонах ручки со стоп-кранов сняты.