Тормозная рычажная передача предназначена для передачи усилия, развиваемого на штоке тормозного цилиндра, на тормозные колодки. В состав рычажной передачи входят триангели или траверсы с башмаками и тормозными колодками, тяги, рычаги, подвески, предохранительные устройства, соединительные и крепежные детали, а также автоматический регулятор выхода штока тормозного цилиндра.
По действию на колесо различают рычажные передачи с односторонним и двусторонним нажатием колодок. Выбор конструкции рычажной передачи зависит от количества тормозных колодок, которое определяется необходимой величиной тормозного нажатия и допускаемым удельным давлением на колодку.
Тормозная рычажная передача с двусторонним нажатием колодок имеет преимущества по сравнению с односторонним нажатием. При двухстороннем нажатии колодок колесная пара не подвергается выворачивающему действию в буксах в направлении силы нажатия колодок; удельное давление на каждую колодку меньше, следовательно, меньше износ колодок; коэффициент трения между колодкой и колесом больше, однако рычажная передача при двустороннем нажатии значительно сложнее по конструкции и тяжелее, чем при одностороннем, а температура нагрева колодок при торможении выше. С применением композиционных колодок недостатки одностороннего нажатия становятся менее ощутимыми вследствие меньшего нажатия на каждую колодку и более высокого коэффициента трения.
К механической части тормоза предъявляют следующие требования:
Ø
рычажная
передача должна обеспечивать равномерное распределение усилий по всем тормозным
колодкам (накладкам);
Ø
величина
усилия практически не должна зависеть от углов наклона рычагов, выхода штока
тормозного цилиндра (при сохранении в нем расчетного давления сжатого воздуха) и износа
тормозных колодок (накладок) в пределах установленных эксплуатационных нормативов;
Ø
рычажная
передача должна быть оснащена автоматическим регулятором, поддерживающим зазор
между колодками и колесами (накладками
и дисками) в заданных пределах независимо от их износа;
Ø
автоматическое
регулирование рычажной передачи должно обеспечиваться без ручной перестановки
валиков до предельного износа всех тормозных колодок; ручная перестановка валиков допускается для
компенсации износа колес;
Ø
автоматический
регулятор должен допускать уменьшение выхода штока тормозного цилиндра без
регулировки его привода на особо крутых затяжных спусках, где установлены уменьшенные нормы выхода штока;
Ø
при
отпущенном тормозе тормозные колодки должны равномерно отходить от поверхности
катания колес;
Ø шарнирные соединения тормозной рычажной передачи для упрощения ремонта и увеличения срока службы оснащаются износостойкими втулками;
Ø рычажная передача должна иметь достаточную прочность, жесткость и при необходимости демпфирующие устройства (например, резиновые втулки в шарнирах подвесок башмаков грузовых вагонов), исключающие изломы деталей рычажной передачи под действием вибраций;
Ø на подвижном составе должны быть предохранительные устройства, предотвращающие падение на путь и выход за пределы очертаний габарита деталей рычажной передачи при их разъединении, изломе или других неисправностях;
Ø предохранительные устройства при
нормальном состоянии рычажной передачи не должны нагружаться усилиями, которые
могут вызывать их излом.